Если требуется воспользоваться чужим земельным участком – самое эффективное средство – оформление сервитута. Чтобы его установить и оформить нужно иметь договор и соглашение об установлении сервитута на земельный участок. Образец доступен для скачивания в статье. Как происходит регистрация, основания, условия и порядок проведения читайте в статье. Публичный сервитут на дорогу что это такое В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность.

Порядок установления сервитута

Частного

Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.

Структура договора (соглашения) о частном сервитуте:

  • Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
  • Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • Цели и задачи ограничения сервитутом;
  • Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
  • Другие условия, права и обязанности сторон по договору.
Образец договора об установлении сервитута можно скачать здесь.

В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.

По такому виду сервитута собственника обременяемого участка в судебном порядке можно обязать:

  • Организовать свободное перемещение по участку;
  • Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
  • Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
  • Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.

Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.

Публичного

Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.

Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:

  • Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
  • Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
  • Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • Организовать обеспечение водой;
  • Прогонять скот;
  • Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
  • Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
  • Собрать дикорастущие растения;
  • Провести исследовательские работы;
  • Обеспечить доступ к побережью.

Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута. Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности. К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.

Цель установления

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.
Право бессрочного пользования или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Как установить сервитут на земельный участок и что для этого необходимо?


Если вас интересует вопрос о том, как установить сервитут на ЧАСТЬ земельного участка — мы говорим об этом в конце статьи. Также о публичном сервитуте было рассказано ранее в этом материале.

При возникновении потребности в использовании соседнего или иного участка, т.е. для установления сервитута необходимо заинтересованному лицу обратиться к его собственнику (ЗУ) и действовать исходя из нашей инструкции. Рассмотрев возможности его совместного использования, стороны приходят к договорённости, которая излагается в письменном виде и определяется как соглашение сторон об установлении сервитута.

Соглашение о сервитуте земельного участка (образец вы можете сказать в конце статьи) – вид договора между сторонами. Отвечает общим требованиям составления и заключения договоров. На его основании осуществляется гражданско-правовое действие, обстоятельства которого определены в рамках соглашения.

Часто это соглашение называют договор сервитута земельного участка.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  1. какая площадь участка ограничивается;
  2. её местоположение на участке;
  3. какие работы планируется проводить;
  4. какие объекты располагать;
  5. срок использования;
  6. условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки. Если речь идёт о крупных объёмах работ, целесообразно составить проект планирования территории ограничения.

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан здесь) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ. Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок. Администрация рассматривает их не более 30 дней и выносит решение. Вынесенное положительное решение становится основанием для дальнейших действий. Отказ можно оспорить в суде, а в случае технических ошибок – исправить их и подать заявления повторно.

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день.

Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты. Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Обязательна уплата госпошлины при подаче соглашения для регистрации. Она устанавливается на основании статьи НК РФ. С начала 2015 года стоимость регистрации сервитута составляет:

  • 2 тысячи рублей – физическим лицам;
  • 22 тысячи – юридическим.

Вот такой нехитрый порядок установления сервитута на земельный участок действует у нас в РФ.

Порядок установления оплаты

Фото 2

Заинтересованное лицо, желающее установить сервитут, в любых случаях обязуется вносить плату собственнику объекта обременения.

Размер платы за сервитут зависит от характера и интенсивности использования земельного надела лицом, в чьих интересах он был установлен.

Помимо платы за само право проезда или прохода через чужой земельный участок, в зависимости от определенных обстоятельств в состав платы разрешается вовлекать траты собственника обремененного объекта на формирование оптимальных условий для реализации сервитутного права пользования чужой недвижимостью, в том числе расходы по обеспечению охранно-пропускного режима, проведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и прочие затраты.

В отношении публичного сервитута потребовать соразмерную плату можно только, если установление сервитута приведет к существенным сложностям в использовании земельного надела, что закреплено пунктом 7 статьи 23 Земельного кодекса РФ.

Плата за сервитут рассчитывается как общий объем потерь, причиненных собственнику обремененного земельного участка или другого объекта недвижимости. При этом следующие показатели складываются:

  • Размер реального ущерба. Рассчитывается без учета реального ущерба, причиненного собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ими лицами;
  • Упущенной выгоды. Рассчитывается без учета упущенной выгоды, причиненной собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами;
  • Убытков. Рассчитывается без учета убытков, причиненных собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами.

Эти и другие особенности платы за сервитут установлены Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра от года.

Далее согласно пунктам 1.6 и 1.7 вышеназванных рекомендаций выплата за сервитут может быть:

  • единовременной, когда оплата производится один раз и в полном объеме за весь срок действия договора о сервитуте;
  • периодической, когда оплата осуществляется многократно в определенных долях на протяжении всего периода, на который установлено соглашение о действии сервитута.

Способ выплаты определяется непосредственно договором о сервитуте, судебным решением или нормативно-правовым актом органов государственной, региональной, муниципальной власти. Также стороны могут определить размер платы путем договоренностей.

В соответствии с Гражданским и Земельным кодексами размер платы может быть изменен в течение срока действия сервитутного ограничения.

На это может повлиять множество причин:

  • существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
  • увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
  • стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
  • увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
  • суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.

Таким образом, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той выгоде, которую собственник обремененного участка мог получить, если бы на землю не налагалось никаких ограничений.

Куда обратиться за оформлением сервитута

Фото 3

За оформлением сервитута на проезд к соседнему участку требуется обращаться:

  • к собственнику соседнего земельного участка;
  • в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земельный участок;
  • в районный суд, если обе стороны являются физлицами;
  • в арбитражный суд, если одна из сторон является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Сервитут на проезд подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Сведения об установке обременения подлежат внесению в ЕГРН. Только после этого оно приобретает юридическую силу. Порядок госрегистрации сервитута содержится в 218-ФЗ. Иноформация о наличии обременения в виде сервитута становится доступна всем желающим и находится в открытом доступе.

Обратиться за установкой обременения могут лица, которым участок принадлежит на правах собственности; которые распоряжаются им на праве бессрочного пользования, наследуемого владения или аренды.

Основания возникновения сервитута

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.
Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

Необходимые документы

Фото 4

Необходимая документация для регистрации сервитута как публичного характера, так и частного перечислена в статье 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

  • Заявление от лица, в чью пользу будет устанавливаться сервитут;
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя (если это физическое лицо), учредительные документы, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ (если это юридическое лицо);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Договор о сервитуте (составляется в простой письменной форме), соответствующие решения федеральных, региональных, муниципальных органов самоуправления либо постановление суда;
  • Если обременяется только часть участка, то к заявлению необходимо приложить кадастровый план земельного участка с намеченной на нем областью действия сервитута, либо выписка кадастровой службы с подобной информацией. Если установление сервитута требуется для всей территории участка, то таких документов предоставлять не нужно.

Что такое сервитут на проезд к участку: понятие и законодательное регулирование

Сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка для проведения инженерных коммуникаций, прокладки ЛЭП, складирования стройматериалов, установки межевых знаков и пр.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Сервитут на проезд – это право ограниченного пользования соседним участком земли в чужой собственности для обеспечения проезда. Собственник участка не лишается права распоряжаться своей землей по своему усмотрению, но он не должен препятствовать в реализации права на проезд лицу, в пользу которого установлен сервитут. В этом отличие сервитута от иных видов обременений (таких, как ипотека или арест), которые лишают владельца права на продажу земли.

Установка сервитута требуется в том случае, если к своему участку невозможно пройти другими способами, кроме как по территории соседнего участка. Право требования установки обременения прописано в 274 ст. Гражданского кодекса.

Правила оформления сервитута содержатся в Земельном кодексе, а также местных нормативно-правовых актах. Так, статья 23 Земельного кодекса указывает на то, что сервитуты могут устанавливаться в бессрочном и срочном порядке.

Различают две основные разновидности обременений: частное и публичное. Первое устанавливается в отношении конкретного физического или юрлица. Тогда как публичный сервитут вводится для обеспечения интересов группы лиц и местного населения по решению органов местного самоуправления. Наиболее распространённым является частный сервитут на участок.

Сервитут всегда привязан к конкретному участку земли, а не к собственнику. Это означает, что в случае продажи или наследования данного участка сервитут переходит в составе недвижимости к новому собственнику.

Сервитут может быть установлен при соблюдении двух основных условий:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • если проезд или проход невозможен без использования территории соседнего участка;
  • если установка сервитута не препятствует использованию участка земли по своему целевому назначению.

За то, что владелец земельного участка терпит определенные неудобства из-за наличия обременения, ему полагается денежная компенсация. Ее размер рассчитывается в индивидуальном порядке, исходя из стоимости земельного участка, площади сервитута и прочих факторов. Плата может быть периодической или иметь вид единовременной компенсации.

Лицо, в пользу которого устанавливается сервитут, может пользоваться чужим участком исключительно для проезда к своему. Нецелевое использование строго запрещается и может служить основанием для преждевременного прекращения действия обременения.

Сервитут, устанавливаемый на проезд к участку

Часто возникает ситуация, когда попасть к собственному участку возможно только, если пересечешь чужую (соседнюю) землю. При возникновении такой ситуации можно заключить соглашение (договор) с собственником участка соседа, который подразумевает под собой установление частного сервитута.

Однако если территория для прохода требуется не только одному гражданину, а целой группе людей, власти могут установить публичный сервитут на проход и проезд в целях обеспечения интересов местных жителей. Такое решение будет принято на общественных слушаниях и с собственником обременяемого участка согласовываться не будет.

Образец соглашения о сервитуте для обеспечения проезда по земельному участку

Скачать образец соглашения о сервитуте для проезда по земельному участку можно здесь

Чтобы свободно передвигаться или проезжать на транспорте через конкретный земельный надел, необходимо установить сервитут, носящий публичный характер. Данное действие совершается для того, чтобы удовлетворить потребности граждан, проживающих в данной местности или органов власти на местах.

Чтобы использовать с какой-либо целью землю, находящуюся во владение другого лица, необходимо заключить с собственником договор, который подтвердит установление частного сервитута. Данная бумага предоставляет возможность проезда или прохода через территорию, которая прописывается в одном из пунктов документа.

В данной ситуации следует обозначить предмет договора, в котором прописывается установление сервитута:

  • Личные данные обеих сторон, подписывающих договор (ФИО) или название юридических лиц;
  • Номер, под которым надел, являющийся предметом данного соглашения, занесен в кадастровый реестр;
  • Максимально подробное описание части землевладения, которую планируется использовать в соответствии с соглашением;
  • Перечень конкретных действий, которые будут совершаться на данной территории;
  • Все основания, которые повлекли за собой возникновение соглашения;
  • Срок действия заключенного договора, или пункт, в котором прописывается бессрочный характер заключаемого соглашения;
  • Возможность компенсации за предоставленное право использования, прописанная отдельным положением в заключаемом договоре.

Обязательно также максимально точно прописать права и обязанности лиц, между которыми заключается данное соглашение. Владельцу участка следует знать о том, что договор сервитута является обременением земельного надела, находящегося в частной собственности. Вследствие этого возникают определенные ограничения использования конкретного земельного владения, в том числе передачи прав на участок земли. Данные пункты в обязательном порядке прописываются в заключаемом договоре.

Составить подобный договор могут владельцы разных, но чаще всего прилегающих друг к другу земельных наделов. Одна из сторон должна иметь право собственности на надел, который будет по заключенному соглашению обременен сервитутом (владелец данного участка часто именуется землепользователем).

Другая сторона – это собственник землевладения, в пользу которого на участок, являющийся предметом договора, будет устанавливаться сервитут (в дальнейшем его могут называть пользователем или обладателем сервитута).

Будет полезно дополнить уже указанные сведения о землевладении (такие, как название сервитута и его содержание, а также данные о земельных наделах) планом кадастра, на котором будет обозначен сервитут.

Когда проезд по территории земельного владения будет разрешен, необходимо обозначить дорогу, по которой он будет осуществляться. Данные о тропе, отмеченные на карте, позволят в будущем избежать возникновения разногласий и конфликтов, которые могут быть начаты обладателем сервитута, утверждающим, что он не знает границы территории, поступившей в его пользование.

Цена установления сервитута редко влияет на заключение соглашения, поскольку часто договор о пользовании заключается на безвозмездной основе. По закону, собственник обременяемого земельного надела вправе назвать денежную сумму, которую необходимо выплатить, чтобы соглашение о сервитуте было достигнуто. Но он может и воздержаться от данного заявления. Владелец имеет право обозначить цену, но не обязан совершать данное действие.

Лучше всего срок и стоимость записать отдельными пунктами в заключаемом договоре. Если данные указания отсутствуют, то договор приобретает бессрочный и безвозмездный характер.

Условия установления сервитута

Фото 5

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.
Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

Порядок оформления публичного сервитута

Когда сервитут требуется в интересах группы лиц и местного населения, то порядок установки обременения будет следующим:

  1. Инициативная группа обращается в администрацию муниципального образования с заявлением об установке публичного сервитута на проезд к участку.
  2. Данное заявление проходит предварительное рассмотрение в администрации и в случае положительного вердикта назначаются общественные слушания. В слушаниях могут принимать участие все заинтересованные лица и выражать свою позицию относительно установки сервитута на участок земли. Данный вопрос выносится на открытое голосование.
  3. Если результаты общественных слушаний укажут на необходимость установки сервитута, то органы муниципальной власти должны вынести соответствующий законодательный акт или постановление. Этот документ будет обязателен для применения собственником земельного участка.
  4. Собственник, получивший постановление или акт, обязан зарегистрировать сервитут на проезд в Росреестре.

Публичный сервитут – это что такое? порядок установления

Фото 6

При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе. Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления.
Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами.

При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях. Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Вопросы и ответы

К СНТ подходит подъезная дорога,которая оказалась на частном земельном участке. Собственник земли требует с садоводов 2,5 миллиона рулей за дорогу или он её рекультивирует и лишит нас единственного подъезда в товарищество. Кадастровая площадь дороги 15 соток,кадастровая стоимость 95000 рублей. Что нам делать? Как оформить сервитут? Кто его оформляет ? Сколько это стоит?

Эксперт:

Главное в этом деле не паниковать.

Согласно ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Если владелец участка в добровольном порядке не устанавливает сервитут, то Вам необходимо обратиться с исковым заявлением в суд, по месту жительства ответчика, для признания такого сервитута. В исковом заявлении необходимо доказать, что это единственный проезд к вашим земельным участком.

Сумма для получения сервитута будет равно государственной пошлине за подачу искового заявления.

Эксперт:

Александр, Викторович, добрый вечер! Коллега забыл добавить, что в силу приведенной статьи 274 ГК владелец участка в отношении которого установлен сервитут вправе требовать соразмерной платы за пользование участком, вопрос о размере платы так же целесообразно урегулировать в рамках процесса об установлении сервитута

Скажите пожалуйста, какой порядок оформления публичного сервитута на проезд к земельному участку? С чего начать?

Эксперт:

Мария! Согласно ст.274 ГК РФ скервитут устснавливатся либо-

- по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка;

— при  недостижении соглашения- судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Также согласно части 5 указанной статьи ГК собственник участка имеет право требовать оплаты за пользование ЗУ:

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Так что варианта только 2-

-либо пытайитесь договориться

-если не удалось- подавайте иск в суд

Эксперт:

Если на установление сервитута согласны все участники, то необходимо составить соглашение об установлении такого сервитута на земельный участок, подписать соглашение сторонами.

Если же собственник (ки) не согласны добровольно подписать соглашение об установлении сервитута, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением об установлении сервитута на земельный участок уже в судебном порядке.

На поселке есть дороги которые находятся в собственности ДНП "Оболдино-1" и статус земли сельхозназначение под дачное строительство, все собственники участков не являются членами ДНП? можем ли мы требовать публичный сервитут и на каких основания и что для этого нужно сделать. Если публичный сервитут не возможен, то интересует возможность смены статуса земли на ИЖС, как это сделать и что для этого необходимо?

Кадастровые номера участков:

50:14:0040117:744 и 50:14:0040117:171, «Лосиный парк-1»

50:14:0040118:768 и 50:14:0040118:933, 50:14:0040118: 1524 «Лосиный парк - 2»

50:14:0040116:611 и 50:14:0040116:623, «Лосиный остров-1»

50:14:040118:259 и 50:14:040118:351, «Лосиный остров-2»

50:14:0070413:204,«Заповедный парк»

50:14:0000000:139461 и 50:14:0000000:139462, 50:14:0000000:139463 «Лесной»

Эксперт:

Михаил,

Правильно я понял, что Вас интересует возможность организации проезда через ДНП, находящиеся под управлением УК «Вель-СЕрвис-Щелково»?

Ваши земельные участки находятся за пределами ДНП?

Эксперт:


Публичный сервитут может быть установлен только на основании либо нормативного акта субъекта РФ, либо нормативного акта органа местного самоуправления, либо нормативного акта Российской Федерации.

Публичный сервитут может устанавливаться в том числе для прохода/проезда через участок на который его устанавливают,

Для установления публичного сервитута вам необходимо обратиться с заявлением в местное самоуправление.

В заявлении необходимо указать участок, на котором устанавливается сервитут; цели установления обременения; срок действия сервитута (бессрочно); сведения о собственниках участков; сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.

Вместе с тем, в установлении публичного сервитута могут отказать. если вы укажете в заявлении, что он не обходим в целях проезда собственников участка. Для того, чтобы повысить шансы необходимо указывать, что собственники земли с прилегающими дорогами могут ограничивать право проезда любого гражданина, в том числе транзитного проезда по данным землям, в связи с чем необходимо установление публичного сервитута для возможности свободного проезда по данным дорогам неопределенному кругу лиц.

Что касается перевода земли в категории ИЖС, то это возможно только с согласия собственника данных земель, на основании Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Принудить изменить категорию земель юридически невозможно.

Эксперт:
статус земли сельхозназначение под дачное строительство, все собственники участков не являются членами ДНП?

Данная ситуация сформировалась вследствие следующих действий:

Был большой участок с/х назначения, его решили поделить на несколько участков, соответственно, дороги — стали отдельным участком.

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ
(ред. от 31.12.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

4. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:
организационно-правовая форма;
наименование и место нахождения;
предмет и цели деятельности;
порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Соответственно, Вы можете не быть членом дачного некоммерческого партнерства, но все равно обязаны платить плату за пользование объектами инфраструктуры.

Если публичный сервитут не возможен, то интересует возможность смены статуса земли на ИЖС, как это сделать и что для этого необходимо?

Смена назначения на ИЖС возможно только в границах населенных пунктов.

К сожалению, смена назначения на ИЖС в ДНП не предусмотрена действующем законодательством.

Для этого, необходимо, чтобы данную территорию включили в границы муниципального образования, например (деревни, поселка и так далее).

Поскольку территория ДНП не относится к муниципальному образованию, то все благоустройство территории (чистка снега, вывоз мусора и так далее), относится к ведению ДНП.

Исходя из вышесказанного, многие люди сталкиваются с проблемами по управлению ДНП, я бы Вам посоветовала вынести по обслуживанию дачного поселка на общее собрание.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

Эксперт:

Михаил, добрый день! К сказанному коллегами добавлю, что согласно ст. 274 ГК

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. 6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом и при частном и при публичном сервитуте собственник ЗУ на который установлен сервитут вправе требовать плату, в том числе, за проезд. Насколько я понял из представленных материалов, собственники ЗУ не препятствуют проезду, а требуют плату за такой проезд. Т.е. в данном случае сервитут ничего не даст, только если плата будет снижена, но еще не факт, что не повышена

Эксперт:

Михаил!

Изучив вложенную Вами переписку, нужно признать, что Вами проведен существенный объем работы.

К сожалению, подобные проблемы есть по всей России, где-то закрывают проезд, где-то ставят платный шлагбаум. У Вас еще не самый тяжелый случай.

Вот, например, людей вообще не пускают в СВОЙ поселок, т.к. они не платят деньги за проезд:

novayagazeta.spb.ru/articles/9960/

Более того, есть судебная практика, когда собственники участков, не являющиеся членами ДНП, обязаны были платить за пользование дорогами.

Возвращаясь к Вашему вопросу можно сказать следующее. К сожалению, если при оформлении земель не было никаких нарушений и если действия ДНП «Оболдино-1» не нарушают Ваши права, как собственника участка (не создают препятствия для пользования участком), то насильно заставить что-то сделать собственников указанных дорог практически невозможно. Насколько я понимаю, препятствий в проезде и проходе на земельный участок для Вас и для членов Вашей семьи не имеется.

Что касается сервитута. В соответствии со статьей 274 ГК РФ:

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

То есть, основное назначение установления сервитута — это возможность реализации нужд собственника, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В проезде по дороге Вам не препятствуют, а других оснований для установления сервитута я в Вашем вопросе не увидел.

Порядок установления публичного сервитута Вам подробно описали в ответе Администрации городского поселения Загорянский от 28.05.2015 №206, а коллеги дополнили информацию. Считаю, что исходя из описанной Вами ситуации, оснований для установления публичного сервитута нет.

Относительно изменения вида использование земельного участка.

Для того, чтобы изменить вид использования земельного участка нужно, чтобы он вообще был (вид использования). Зонирование земельных участков и установление видов их использования устанавливается только в населенных пунктах (муниципальных образованиях) на основании градостроительных регламентов. Градостроительные регламенты, соответственно, не устанавливаются для земель сельскохозяйственного назначения, соответственно зонирование данных земель не осуществляется. Но земли сельхозназначения могут впоследствии быть включены в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населённых пунктов и соответственно могут перейти в категорию земель — земли населенных пунктов. Подробно описано ниже:

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населённых пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учётом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства,гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населённых пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию — «земли населённых пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населённого пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешённого использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешённого использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
полностью информацию можно посмотреть по ссылке: www.anobti.ru/arc/2014/14060900.shtml

То есть тут речь даже не о том, можно ли заставить собственника земли перевести участок в другую категорию и изменить вид использования. Данные земли впринципе подлежат особой охране государством с целью не уменьшения их количества и могут быть переведены в иную категорию только в указанном случае.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/na-proezd-k-uchastku.html
  • https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/servitut/chto-neobhodimo-dlya-ustanovleniya.html
  • https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/proezd.html
  • http://uropora.ru/zemlya/obrazec-soglasheniya-o-servitute-dlya-proezda-po-zemelnomu-uchastku.html
  • https://center-dtp.ru/drugoe/kak-oformit-servitut-na-proezd-k-uchastku-soglasno-zakonodatelstvu-rf.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий