Земли запаса – это. Общее описание земель запаса. Правовой режим земель запаса. Как поменять категорию земель запаса? Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?. Земли запаса - это особая категория, которая имеет определенный правовой режим. Читайте, что такое земли запаса и как их перевести в другую категорию.

Какие есть виды разрешенного использования земель запаса

В Земельном Кодексе прописано наиболее точное определение, которое позволяет охарактеризовать значение земель запаса. Эта привычная для каждого специалиста процедура формирования земель запаса была рассмотрена с нескольких точек зрения.

Сюда включают земельные участки, которые были выведены из категории общего пользования совсем недавно:

  • земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
  • следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
  • ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
  • земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.

Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.

Земли запаса можно поделить на несколько основных категорий, в зависимости от степени подчиненности ресурсов, а также общему уровню собственности:

  • федеральные земли. На территории подобных земельных наделов располагаются важные объекта государственного значения, либо же отдельные участки с приватизированными на территории объектами. До момента прохождения процедуры земли являлись собственность страны;
  • объекты РФ, к которым относятся все многочисленные участки, которые были включены в территориальные границы различных муниципальных образований, которые располагаются на территории этого государственного субъекта. Могут быть также они включены в строгие границы отдельного субъекта, на территории которого была расположена недвижимость, которая до приватизации числилась в пользовании государства;
  • земельные наделы разнообразных муниципальных образований. В данную категорию входят территориальные субъекты, которые не имеют совершенно никаких разделений на федеральные либо же региональные уровни.

Использование вышеперечисленных категорий земли может быть осуществлено, только если появится в этом необходимость, также угодья могут быть переданы в другую категорию земельных участков, которые соответствуют действующему законодательству страны.

Правила использования земельных наделов

Эти земли можно смело относить к категории земельных угодий, которые существуют на территории государства и для осуществления общего процесса эксплуатации должны быть соблюдены правила, которые позволяют разрешить, либо же наоборот, запретить использовать данные ресурсы.

Что значит неиспользуемые земли запаса?

Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.

Что значит земли запаса, читайте по ссылке: 

Разрешается использовать землю без перевода ее в другую категорию, но подобное возможно только в случае, если:

  • земельное угодье не было внесено в общий список закрытых территориальных объектов и тогда каждый природный объект, который на нем имеется можно эксплуатировать согласно своим личным интересам. Обычно это касается угодий, которые следует относить к категории так называемых земель запаса и через эти земли может протекать река, в которой водится щука и рыбакам позволительно ее ловить. Все просто, этот вид рыб не относят к числу запрещенных, поэтому такое возможно;
  • можно использовать землю для охоты, прогона скота к месту своего выпаса без остановки на данном территориальном объекте;
  • угодье, которое нельзя отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий, позволительно организовывать сбор сухостоя. При этом нет совершенно никаких ограничений касательно вырубки зеленых насаждений. Обычно сухостой используют для того, чтобы отапливать дома, но точно не для дополнительной прибыли.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

Как поменять категорию земель запаса

Потребность в изменении категории земель запаса возникает в различных случаях. 

  • Самой распространенной причиной является тот факт, что в крупных городах попросту не хватает места для строительства жилых объектов, и территории под застройку перемещаются в окрестности, где как раз и могут быть сосредоточены земли запаса. 
Процесс изменения категории земель по своей сути считается непростым и очень длительным. Он описан в этой статье. Этим процессом занимаются только опытные юристы, которые хорошо разбираются в тонкостях законодательства. Окончательное решение об изменении категории выносится органами местного самоуправления, либо органами государственной власти. Следует понимать, что когда у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение, в соответствии с которым эти земли будут использоваться.
  • Многие города России страдают от нехватки свободной площади под застройку. Это служит стимулом к тому, что многие инвесторы обращают внимание на земли запаса, сосредоточенные в пригороде. Они могут купить их и переоформить по более низкой стоимости, чем если бы изначально покупали землю под жилую застройку. 
Но присвоение категории земель должно соблюдать массу тонкостей и нюансов, должно проводиться доскональное изучение такой земли, чтобы ей была присвоена категория, а следовательно, и целевое использование.

Если в квартире холодно зимой и с батареями всё в порядке, нужно писать заявление в ЖКХ, которое отвечает за отопление, не помогут - в жилищную инспекцию. Читать подробнее

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Неиспользуемые земли запаса

Фото 2

К этому подвиду земель запаса относятся участки, которые никогда не были предоставлены в пользование частных лиц или организаций. Целевое назначение и вид разрешенного использования таких земель не определены. Довольно часто в неиспользуемые участки входят земли, которыми не пользовались ранее по причине их непригодности или утраты полезных свойств.

Целевое назначение неиспользуемых земель запаса устанавливается исходя из природных и хозяйственных особенностей. Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.

Однако не все участки, выбывшие из хозяйственного оборота, можно отнести к неиспользуемым. К примеру, если земли были изъяты по причине загрязнения, они могут быть включены в другую категорию хозяйственного использования.

Все участки, изъятые у частных собственникам по каким-либо причинам, автоматически перераспределяются в земли запаса. При этом изъятие должно происходить на законных основаниях в соответствии с действующими нормативными актами. Право собственности на таких территории утрачивается.

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Академический отпуск, то есть временный перерыв в учебе, может получить любой студент при наличии веских оснований: тяжкое заболевание, беременность, призыв на военную службу. Академические отпуска, их виды, основания предоставления, необходимые документы Читать подробнее

Правила использования земель запаса

Итак, земли запаса относятся к особой категории, и их эксплуатация имеет определенны правила. Без перевода в другую категорию допускается использование таких территорий, если:

  • объекты, размещенные на участке, находятся в свободном доступе для людей (к примеру, водоем, лес и т.д.);
  • участок используется для охоты или прогона скота без остановки на нем;
  • сбор сухих насаждений без организации их вырубки, если их использование не направлено на получение прибыли.

Иных случаев для использования земель запаса без перевода их в другую категорию не предусмотрено. Порядок изменения регулируется законодательно.

Порядок использования земель запаса

Разрешается эксплуатировать земли запаса, и предварительно следует перевести их в какую-либо отдельную категорию или совсем обойтись без нее. Эксплуатация возможна только лишь в трех основных случаях, которые перечислены были выше.

Каким должен быть порядок перевода для каждой из категорий?

Он зафиксирован на федеральном уровне и к нему следует относить:

  • необходимость создания территории с учетом особых условий, которые касаются напрямую режима эксплуатации, а также охраны;
  • необходимость изменить границы, которые были установлены, а также постараться выделить новые административные образования;
  • постараться осуществить процесс консервации земель из-за их общего износа, к примеру, если был снижен уровень плодородия сельскохозяйственных площадей;
  • вероятность построения объектов, которые стоит отнести к инженерной инфраструктуре социального или же бытового назначения;
  • обеспечение максимальной безопасности страны и каждой ее границы;
  • разработка территории с полезными ископаемыми, а также иными процедурами их добычи.

Этот список на данный момент является исчерпывающим, и любые изменения и дополнения в него могут быть внесены только благодаря процессу корректировки действующего законодательства.

Законодательное регулирование


Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Именно эта статья определяет основные направления, по которым происходит использование земель запаса.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них. Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Общее описание земель запаса

Фото 3

Земли запаса — это муниципальные или государственные участки, которые не принадлежат ни физическим, ни юридическим лицам, и находятся в резерве. Чтобы начать использование таких участков, необходимо присвоить им известные категории, например, земель сельскохозяйственного назначения или земель промышленности. Статус земель показывает, что такая земля еще не отнесена ни к одной известной категории. 

Есть определенные условия, по которым определяются земли запаса:

  • Документально эти участки принадлежат муниципальным или государственным управлениям.
  • У участков не должно быть зарегистрированных владельцев в виде физических или юридических лиц.
  • Землей с такой категорией нельзя пользоваться, пока ей не будет присвоена определенная категория.

Судя по перечисленному становится понятно,что это пустующие земли, которые выделены в нашем государстве, как резерв. Есть установленный законодательством порядок перевода такой земли из резерва в необходимую категорию для ее дальнейшего использования. Земля запаса, которая еще не оформлена, может быть предназначена для проведения некоторых работ, например, изыскательных, геодезических, поисковых, кадастровых и др.

Чтобы участку из земель запаса была присвоена категория, необходимо, чтобы был вынесен Акт о присвоении участку категории земель. В соответствии с Положением закона проводится инвентаризация земель запаса, после чего им присваивается категория.

Большое количество земель запаса в России сосредоточено на малоосвоенных территориях. Это Дальний Восток, Сибирь и другие подобные районы. Также небольшие участки земель запаса могут быть сосредоточены в любом городе европейской части России. Им присваивается категория в том случае, когда необходимо их использование для развития всевозможных отраслей экономики. Они выделяются физическим и юридическим лицам для ведения хозяйства и другой деятельности, предусмотренной законом.

Что такое земли запаса и какие виды существуют


Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

тест

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Правовой режим земель запаса

Стоит понимать, что к данному виду принадлежат участки, которые больше не являются частью или прошли процедуру исключения из другой катеории. Одним из признаков земель запаса является пребывание их в собственности муниципалитета или государства.

Кроме того, такие земельные участки не могут быть предоставлены юридическим лицам и гражданам, поэтому запрещается их фактическое использование до смены кода категоризации и предоставления иным лицам для последующего хозяйствования.

При этом, это не бесхозные участки, так как:

  • находятся на учете и в кадастровой документации указана вся экономическая, правая и хозяйственная информацию;
  • закон защищает их от самовольного присвоения и любых других действий, несогласованных с государством или муниципалитетом;

Как уже упоминалось, земли запаса находятся в полной собственности органов государственной или местной власти и имеют резервное значение. Поэтому в обязанности этих органов входит постановка этих земель на учет для будущего предоставления их людям для ведения хоздеятельности или для других оправданных целей. Некоторые источники твердят о сходстве земель запаса с землями консервации, но важно понимать, что их правовой статус значительно разнится:

  • земли запаса можно использовать соответственно с их целевым назначением в отличие от законсервированных земель;
  • последние находятся не только под контролем органов местной власти, но и госорганов для обеспечения дополнительной экологической безопасности страны;
  • возврат первых в хозоборот не требует проведения никаких спецмероприятий, в которых нуждаются земли консервации.
Территории, которые фактически остались без владельца, но документально это никак не подтверждено, не могут стать частью категории земель запаса. Как только факт «потери хозяина» будет отражен в кадастровых документах и бросовые угодья сдадут муниципалитету, на них начнет действовать режим свободного хозяйствования. Кроме того, земли запаса могут быть включены в структуру разного рода фондов.

Статьей 60 ЗК законодатель предоставляет органам местной власти необходимые полномочия для наделения граждан, которые не работают на сельхозпредприятии и не являются членами колхоза, участками из земель запаса, находящимся в специальном фонде, для создания фермерских хозяйств.

В рамках фонда перераспределения земли чаще всего передаются в соответствии с результатами проведенного конкурса (аукциона) или арендатору с правом выкупа. Те, которые по определенным обстоятельствам не были распределены, могут быть переданы в бесплатное пользование или проданы по нормативной цене.

Если речь идет о целевом фонде, это не значит, что земли запаса приобретают свое целевое назначение без перевода в советующую категорию. Работа фонда заключается в формировании группы лиц, которые могут претендовать на последующее использование земли. В основном земля предоставляется казачьим обществам с целью их расширения, для создания производственного комплекса и дальнейшей реализации сельхозпродукции, гражданам (вне общественных организаций) для собственного владения, либо аренды.

Все перечисленные фонды контролируются органами местной власти, которые не перестают быть собственниками земель запаса, пока они не будут переведены в другую категорию и предоставлены иным лицам для дальнейшей эксплуатации.

Перевод земель в другую категорию

Фото 4

Начиная процесс смены категории земель запаса, помните, что он достаточно сложен и занимает долгий период. Его результатом становится решение со стороны государственной или муниципальной власти. После того, как ваш участок выйдет из категории запаса и получит новую, он сможет быть использован вами только в соответствии с назначением. Вы можете перевести землю запаса в категорию земель:

  • сельскохозяйственного назначения – место расположения построек, перерабатывающих хозпродукцию, дорог и соединений для хозяйственной деятельности, насаждения лесов и даже локализации водоемов;
  • населенных пунктов под застройку объектами для дальнейшего проживания;
  • промышленности – место для дальнейшего строительства производственного комплекса, чаще всего, вне пункта населения;
  • относящихся к лесному и водному фондам.

Для того чтобы вы смогли запустить процесс изменения категорийности своего земельного участка, необходимо, первоочередно, составить ходатайство, на основании следующей информации:

  • номер участка в кадастровом реестре;
  • текущей и желаемой категорийности земельного участка;
  • аргументирования желания сменить категорию участка.

Кроме того, еще нужно подготовить пакет документов для присвоения иной категории земли. Первое — заявление и документы, удостоверяющие личность. Во-вторых, необходимо приложить выписки из госреестра и госкадастра. В первом случае подается информация об отсутствии документарного владельца участка, а во втором – об отношении земли к одной из категорий. И последнее, но не менее важное, – заключение экспертизы от государственной экологической инспекции РФ.

Ожидать ответ придется максимум 30 дней. При положительном результате вам выдадут акт о присвоении категории этому земельному участку, если же ответ не в вашу пользу – акт об отказе присвоить запрашиваемую категорию.

Полезно! Если вы получили от органов власти отрицательное решение, оно может быть обжаловано в органах судебной власти.

В каких же случаях стоит ожидать отказа?

  1. Если органы власти сочтут вас ненадлежащим лицом, обращающимся с такого рода запросом, вы получите отрицательный ответ.
  2. Если предоставленный пакет документов не удовлетворяет требования действующих законодательных норм и правил.

Получив акт о присвоении землям новой категории, вы обнаружите в нем информацию о:

  • причинах изменения категории;
  • размере площади, очертании границ участка и его номере в кадастровом учете;
  • предыдущей категории и вновь присвоенной.
Важно! Акт необходимо получить не позже, чем через две недели после принятия властями решения о присвоении землям новой категории, после чего обязательно обратится для обновления кадастровых сведений о вашем земельном участке.

Если вам необходимо перевести участок из указанной категории в любую из перечисленных выше категорий, что даст возможность использовать его с пользой, как для вас, так и для государства, то, возможно, вы столкнетесь с рядом возникших трудностей. Это достаточно важный вопрос, к которому нужно подходить с умом и при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам.

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса

В соответствии с действующими законами, земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:

  • Земли сельскохозяйственного назначения. Это те земли, которые могут быть предназначены для ведения сельского хозяйства. Более того, на такой земле могут быть сосредоточены хозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, водные объекты, а также зданиям для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
  • Земли населенных пунктов. Это земля, предназначенная для застройки жилыми объектами.
  • Земли промышленности. Эта земля находится за границами поселений и используется соответствующими организациями для ведения промышленной деятельности, в том числе для строительства производственных объектов.
  • Земли охраняемых территорий. Это особо важные участки земли, которые имеют природную ценность, например, природные заповедники.
  • Земли лесного и водного фонда.

Вопросы и ответы

у меня вопрос по публичной кадастровой карте - что означает "категория земель не определена"?

Эксперт:

добрый день! если не установлена категория земель, значит, земельный участок не имеет целевого назначения.Вам следует обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об отнесении участка к одной из категорий.( это с начало может быть администрация населенного пункта к которому относиться данный участок потом росреестр)

Эксперт:

Галина

у меня вопрос по публичной кадастровой карте — что означает «категория земель не определена»?

Это означает, что ЗУ не отнесен ни к одной категории предусмотренной ст. 7 ЗК РФ

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

 
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Эксперт:

Галина.

Публичная кадастровая карта не является однозначно достоверным источником. Для подтверждения отсутствия сведений о категории необходимо запросить Выписку ЕГРН на данный земельный участок.

я офицер запаса. получил субсидию на приобретение жилья. имею ли я право на получение земельного участка под строительство дома?

Эксперт:

"… я офицер запаса. получил субсидию на приобретение жилья. имею ли я право на получение земельного участка под строительство дома?.. я офицер запаса. получил субсидию на приобретение жилья. имею ли я право на получение земельного участка под строительство дома?.. я офицер запаса. получил субсидию на приобретение жилья. имею ли я право на получение земельного участка под строительство дома? "

Имеете. Только не на получение, а на приобретение

Имеется земля сельхоз назначения для сельхоз использования. По правилам землепользования принадлежит к зоне СХ-1 (Зона сельхоз угодий) на ней можно выращивать овощи и травы, но нельзя возводить капитальные строения. Хочу перевести в зону СХ-2 (Зона сельхозпроизводства) с видом разрешенного использования : •Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

Необходимо это что бы построить картофелехранилище.

Как перевести, какая процедура? Куда обращаться?

В приложенном файле подробное описание зон из ПЗЗ поселения.

Или может быть лучше перевести в земли промышленности? Какая тут процедура перевода?

Эксперт:

Уважаемый Дмитрий. Изменение вида разрешённого использования земельного участка в рамках одной категории вполне возможно. Согласно нормам земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения этот вопрос решается органами исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение вила разрешённого использования земельного участка производится в соответствии с градостроительным регламентом. Следовательно, Вам необходимо обратиться с ходатайством в областную/краевую администрацию, приложив к нему документы о праве собственности, кадастровый паспорт земельного участка. Администрация обязана принять Ваше ходатайство и назначить по нему открытые слушания, по результатам которых будет вынесено решение.

Что касается перевода земель из одной категории в другую — это процесс более сложный, особенно для земель сельхозназначения. Вам необходимо будет доказать, что данный земельный участок не имеет ценности как сельхозугодья. Поэтому я бы предложила всё-таки первый вариант.

Эксперт:

Дмитрий добрый день! 

Аналогичный вопрос подробно рассмотрен в прилагаемом судебном решении. Судебная практика неоднозначна по таким ситуациям, но все сводится к  тому, что необходимо первоначально переводить ЗУ в другую категорию — земли населенных пунктов, после чего возможно изменение ВРИ. 

ГрК РФ, Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Дело № 33-6705/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

https://rospravosudie.com/cour...

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГсК РФ).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.

На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что изменение вида разрешенного использования для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).

Кроме того, частью 1 статьи 33 ГсК РФ установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Эксперт:

Вот обнаружил одно письмо Росреестра, в котором есть интересное разъяснение. Возможно оно будет Вам полезным.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 29 мая 2017 г. N 14-06641-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК):
применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);
изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);
решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5).
В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
При этом относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «Сенокос» на «Садоводство» также полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540» в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее — Классификатор), внесены изменения, в связи с чем с 03.11.2015 Классификатор предусматривает в том числе такие виды разрешенного использования, как:код 1.5 — «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;
код 13.2 — «Ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Учитывая, что согласно Классификатору вид разрешенного использования «Садоводство» (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» (код 1.0), полагаем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с «Сенокос» на «Садоводство» как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка, возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности, установленный кодом 1.5, и это прямо следует из документов, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Эксперт:

В кадастровом паспорте указано для сельхоз использования. А местная администрация дала выписку из пзз, что участок относится к зоне сх-1 и на нем ничего строить нельзя.

Дмитрий

Дмитрий. Странную выписку Вам дали.

ПЗЗ устанавливаются только и исключительно для земель населенных пунктов и для межселенных территорий, при планировке строительства, но к сельхозугодиям, ПЗЗ никакого отношения не имеют.

Хотя не удивлюсь, что у Вас может быть и такая ситуация.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. N 89-АПГ16-5
Суд первой инстанции также установил, что изменения в правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования, утвержденные оспариваемым решением Думы Мальковского муниципального образования, изданы в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Внесенные изменения в правила землепользования и застройки приняты как в отношении земель, находящихся за пределами границы населенного пункта, непосредственно прилегающих к ней, так и в отношении земель, находящихся в отдалении от границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства.
Таким образом, установление градостроительных регламентов, зонирование, установление видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель в другую категорию противоречит пункту 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, положениям статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Так что, или это земли населенных пунктов, или ПЗЗ никакого отношения к ним не имеют и соответственно, изменить ВРИ участка Вы не сможете до изменения категории.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://uropora.ru/zemlya/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya-zemel-zapasa.html
  • https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-zapasa.html
  • https://journal.regionalrealty.ru/chto-takoe-zemli-zapasa/
  • https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/zemli-zapasa/
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovania-zemel-zapasa.html
  • http://terrafaq.ru/zemlya/zemleustroystvo/zapasa.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий