При автомобильных грузоперевозках за границу на таможне помимо общего пакета документов дополнительно требуется товарная накладная CMR, в которой прописываются все основные данные из остальных бумаг: сведения из инвойсов, пакинг-листов, разнообразных свидетельств и сертификатов и т. д. Эта бумага является самой значимой, она подтверждает договоренность между отправителем, получателем и экспедитором. Во избежание юридических проблем крайне важно уметь правильно ее заполнять. Задачи которые решает международная транспортная накладная. Способы и тонкости заполнения ЦМР (CMR). Ошибки при заполнении CMR и цена этих ошибок.

Оформление отправителем

В первом пункте указывается вся информация об отправителе, в том числе:

  • Название.
  • Адрес и страна.
  • Контактный номер телефона ответственного за транспортировку лица.
  • Инициалы ответственного лица.

Во второй графе должны содержаться сведения о получателе, а именно:

  • Наименование организации.
  • Страна и адрес.
  • ФИО и контактный номер связного лица.

В третьем подпункте указывается, в какую страну и куда именно отправляется груз.

В четвертой графе прописывают дату и время погрузки товара, а также пункт отправления.

В пятой графе необходимо указать данные о сопроводительной документации путем перечисления всех прилагаемых бумаг. Что именно нужно относить к СМР? Это могут быть, например, такие документы, как сертификаты, упаковочный лист, инвойс, свидетельства, ТИР (который иногда дополняется грузовым манифестом с более подробным описанием единиц продукции) и т. д.

В шестом пункте указывается степень опасности перевозимого груза.

В седьмом подразделе записывается количество мест по каждому товару с указанием суммарного итога.

В восьмом пункте описывается вид тары.

В 9 графе пишется название перевозимого товара.

В 10 пункте указывается код продукта, взятый из ТН ВЭД ТС.

В 11 графе пишется масса брутто каждого товара (вес вместе с упаковкой) и их общая масса.

Графы 7 – 11 представляют собой единый блок, для любой из них работает правило: каждый товар в каждом подпункте нужно указывать отдельно, так как из остальных документов получить эту информацию проблематично. Поэтому эти разделы важно заполнять правильно.

Объем всей продукции в кубометрах записывается в двенадцатом пункте.

В тринадцатой графе содержатся все сведения о таможенном органе, который будет проводить проверку. Эти данные не указываются в других документах. Поэтому желательно, чтобы экспедитор и заказчик заранее обговорили адрес таможни и зафиксировали это в СРМ-документе. Если произойдет ошибка в указании места назначения, процедура переадресации будет весьма изматывающей и довольно сложной, вплоть до того, что придется переписывать книжку МДП.

В этот пункт также можно занести при необходимости сведения о стоимости продукции в валюте инвойса.

В четырнадцатом пункте пишется номер прицепа.

Все сведения об оплате за товар надлежит прописать в пятнадцатой графе.

В двадцать первом разделе указывается населенный пункт – место оформления CMR-бланка.

Прибытие под погрузку и убытие допустимо оформлять штампами в двадцать второй графе. Согласно статье 5 КДПГ, если у отправителя нет печати, то можно поставить только подпись, формально это не будет считаться нарушением.

Преимущества и недостатки

По поводу того, насколько выгодно или нет оформлять CMR страхование, существует много противоречивых мнений, так как это решение обладает и сильными, и слабыми сторонами.

В случае, если у перевозчика на руках страховой полис CMR, транспортная компания получает следующие преимущества:

  • Гарантия финансового возмещения ущерба. Если груз похищен или утерян по вине самого перевозчика или уставной капитал транспортной компании в несколько раз ниже потенциального ущерба, такая страховка будет надежным гарантом, что организация не прогорит, выплачивая убытки отправителю.
  • Престиж и высокий статус в глазах клиентов. Транспортная компания, имеющая страховой полис CMR, считается надежной и вызывает доверие у потенциальных заказчиков. Это гарантия ее реальности, добросовестности, дееспособности.

Однако есть и оборотная сторона медали, над которой тоже следует задуматься. Можно отметить следующие минусы в системе страхования CMR:

  • Отказ компании выплатить страховку по полису. Это часто бывает, если грузу наносится ущерб третьей стороной, или товар попросту теряют, а также когда автотранспорт попадает в ДТП.
  • Потеря времени. Возмещение убытков по полису – очень длительный процесс, придется приготовить уйму документов и истратить немало сил.
  • Ограничение ответственности, установленное и лимитируемое законодательством.

Практика международных грузоперевозок показывает, что к страховке CMR обращаются в большинстве случаев. Наличие полиса для перевозчика открывает перспективы иметь серьезных выгодных клиентов: некоторые заказчики, выбирая транспортную компанию, первым делом обращают внимание именно на этот пункт.

Связаться с нами

+7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20, info@


Получить расчетЗадать вопрос

Особенности накладной CMR

Фото 2

Значение СМР трудно переоценить. Информация, которую можно получить из документа СМР - это:

  • Количество единиц товара.
  • Маршрут перевозки.
  • Кто перевозил продукцию.
  • Сведения о сопроводительной документации.
  • Наименование адресата и отправителя.
  • Период осуществления транспортировки.
  • Таможенные сведения.
  • Состояние товара.
  • Дату погрузки и выгрузки.

ТТН CMR – что это такое? Бланк СМР содержит сведения из всех сопроводительных документов. Крайне важно, чтобы все эти данные перекликались друг с другом и вся информация совпадала. Наличие разных сведений в ЦМР и других бумагах (например, пакинг-листе или инвойсе) чревато массой осложнений.

Больше всего может пострадать перевозчик. Экспедитор во избежание последующих проблем должен педантично, внимательно и скрупулезно проверять и сверять все бланки документов.

Если в накладной СМР груз не указывается, то данный товар считается контрабандным.

В СМР обязательно должны быть прописаны две группы сведений:

  1. Базовая информация, содержащая основные данные, необходимые для последующей транспортировки груза.
  2. Печати, подписи, отметки, замечания о процессе перевозки – другая довольно значимая категория.

Каждая накладная СМР обязательно должна иметь определенный номер.

Условия использования бланка СМР

Для того чтобы Конвенция применялась в договоре транспортировки, необходимо, чтобы соглашение соответствовало определенным условиям:

  • перевозка производится платно;
  • осуществляется транспортировка товара из одного государства в другое;
  • для перевозки используется автомобильный транспорт;
  • одна из стран подписала Конвенцию СМР.

Только в таком случае накладная CMR будет применяться для транспортировки товаров.

Кому нужны экземпляры CMR?

Сам бланк CMR пишется на нескольких страницах. Всякая его графа дублируется дважды: на русском и иностранном языке. Если получателей груза несколько, для каждого из них требуется отдельный CMR-образец. Следовательно, и на каждое транспортное средство необходим, как минимум, один документ CMR.

Товарно-транспортную накладную СМР необходимо оформлять в нескольких экземплярах, чтобы при транспортировке избежать возникновения проблем.

  1. Первый экземпляр остается у отправителя.
  2. Другой экземпляр передается покупателю товара.
  3. Сам перевозчик груза также нуждается в бланках, для него необходимо оформить два экземпляра. Первый из них является дополнением к путевому листу. Второй документ подтверждает само оказание услуги доставки, что крайне важно для последующей оплаты и проведения взаиморасчетов.
  4. Таможенные органы требуют предъявления минимум трех экземпляров.

На документах должны быть проставлены подписи и печати отправителя и грузоперевозчика. Перевозчик при приемке товара должен в установленном порядке осмотреть количество единиц продукции, ее состояние, маркировку и вид тары, и поставить отметки соответствия/несоответствия товара указанным требованиям.

Бланк CMR — правила заполнения

Фото 3

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.
Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз ссылка и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

Какие печати должны стоять в CMR при совершении международной автомобильной перевозки?

Фото 4
Обязательное трио: печать отправителя, перевозчика и получателя: отправил-доставил-получил Ранее уже упоминалось о печати отправителя в 22 графе, которая определяет, кто в итоге выступает отправителем и должен быть в том или ином виде указан в первой графе ЦМР.
Следующая по значению — печать перевозчика, которая проставляется в 16 и 23 графах. Если в процессе транспортировки груза произошла смена перевозчика, то новый перевозчик ставит свой штамп в предусмотренной для этого графе «последующий перевозчик» (обычно графа 17).
Печать получателя в 24 графе официально завершает перевозку. Это может быть печать собственно получателя, либо склада временного хранения (СВХ), которому получатель передал согласно договору право принять груз. Без этой печати груз не может считаться доставленным, а договор перевозки выполненным.

Минусы оформления страхового полиса

Помимо преимуществ, наличие страховки сопровождается определенными минусами. К ним относятся следующие недостатки страхования СМР – это факты, указанные ниже:

  1. Если вред грузу был нанесен посторонним лицом, страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию.
  2. Чтобы получить возмещение ущерба, нужно потратить много времени на подготовку положенного пакета документов.
  3. Иногда ответственность перевозчика может ограничиваться особенностями законодательных актов и определенными лимитами.

Какая информация должна быть указана в международном документе – основные листы

Первых четыре страницы накладной CMR являются основными и имеют собственные названия:

  • экземпляр для поставщика;
  • образец для получателя груза;
  • образец для перевозчика;
  • экземпляр для расчетов.

Страница №1 служит подтверждением отгрузки и оплаты товара, после заполнения остается на руках у поставщика.

Вторая страница подтверждает доставку товара, ее передают сначала компании-перевозчику, затем водителю. После того, как груз доставлен, водитель отдает экземпляр получателю. Эта страница заверяется подписями перевозчика и поставщика, а также специальными печатями.

Страница №3 – для перевозчика, она прикрепляется к путевому листу при транспортировке товара. При начислении зарплаты водителю информация, указанная здесь, будет служить основанием. Эта страница нужна для учетных данных, на ней ставит подпись и свой штамп отправитель груза.

Четвертую страницу, в которой указывается стоимость товара, заполняет компания-перевозчик. Она передается лицу, оплачивающему транспортировку – либо отправителю, либо получателю груза. Заверяется штампами перевозчика и отправителя.

В накладной CMR содержатся две основные категории информации: базовые сведения о транспортировке груза, помещенные в специальные графы, и отметки и печати о ходе перевозки.

Печати таможни в CMR

Печать контроля доставки: прибытие в Козловичи не позже 09 июля. В ходе международной перевозки при прохождении транспортным средством международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на границе, а также при прибытии в одну или несколько таможен назначения, сотрудниками таможенных органов проставляются соответствующие отметки в CMR. Это могут быть как печати, так и рукописные пометки.
Порядок обработки транспортных и товарно-сопроводительных документов подробно, хотя и мутно, прописан в Приказе ФТС России от № 1067, а также в Решении Комиссии Таможенного союза от № 438 и ряде других нормативных документов. Они регулируют процедуру оформления при прибытии груза на МАПП, при начале и завершении процедуры таможенного транзита (ТТ).
В зависимости от направления перевозки (импорт или экспорт), таможенной процедуры (перевозка по ТИРу, карнету АТА или ДКД) порядок постановки таможенных печатей и отметок может различаться. В частности, при движении по Книжке МДП основные пометки делаются, прежде всего, в соответствующих в графах карнета.
Но в любом случае после окончания оформления таможня возвращает декларанту процедуры ТТ (зачастую им формально выступает водитель, на которого перевозчик делает соответствующую доверенность) «пакет-сейф и один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров» (пункт 20.6 приказ 1067).
Обычно на CMR этом случае указывается номер транзитной декларации (ТД) в формате ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХХХХХХ, где
  • первый сегмент — это номер таможенного поста зарегистрировавшего ТД ,
  • второй — дата создания ТД,
  • третий — порядковый номер ТД.
Как правило, номер транзитной декларации в CMR заверяется личной номерной печатью таможенника (ЛНП).
Кроме того, согласно пункту 20.3, приказа 1067, таможня ставит в ЦМР направляющий штамп установленного образца (печать контроля доставки), в котором указывается таможенный пункт назначения, срок прибытия, таможенные пломбы, номер ТИРа или ДКД. В случае если, машина везет сборный груз и идет сразу на несколько внутренних таможенных постов, то каждый последующий пост будет ставить свой штамп направляющий штамп. Печать, удостоверяющая прибытие на груза на таможню, «Товар поступил» и «Выпуск разрешен» По прибытии товара в таможню назначения, на CMR, согласно пункту приказа ФТС 1067, ставится штамп «Товар поступил». Для перевозчика это фактически означает завершение таможенной процедуры и выполнение своих обязательств перед таможней. В случае если, товар сгружается на СВХ, это также является фактическим концом перевозки.

Если растаможка идет «с колес» и затем планируется доставка до клиента, все несколько сложнее. Документальным свидетельством растаможки служит таможенная декларация. Перевозчику ее, однако, не передают, даже в виде копии. Нужно ли этом случае отражать очистку груза в CMR, не совсем понятно. Перевозчики часто просят поставить штамп «Выпуск разрешен», таможенники столь же часто его не ставят. При этом четких указаний, как действовать в подобных ситуациях, нет.

Штамп «Вывоз разрешен» (в белорусском варианте «Выпуск дозволены») в обязательном порядке ставится в CMR при экспорте — убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза (пункт 58, приказ 1067). Для перевозчика он особенно важен, так как служит обоснованием нулевой ставки НДС. При экспорте помимо этого штампа на CMR также могут проставляться направляющие штампы и штампы «Товар поступил» (бел. «Товар паступиу»).

Некоторые из таможенных печатей становятся обязательными в зависимости от характера перевозимого груза. К таким, в частности, относится печать санитарно-эпидемиологической службы, которую ставят на границе Таможенного союза. Насколько это важно, свидетельствует следующая история, произошедшая, к сожалению, не в страшном сне, а наяву.

Страхование СМР

Фото 5

Страхование CMR – что это?

Любой экспедитор может осуществить страхование своей гражданской ответственности при перевозке груза. Таким образом он способен обезопасить себя в случае повреждения товаров при их транспортировке.

Если внимательно прочитать международные конвенции, можно заметить сведения, согласно которым ущерб должен возмещать именно перевозчик. Экспедитор несет материальную ответственность в случае потери или порчи груза, срывании сроков доставки и при появлении других затрат.

Наличие страхового полиса позволяет переложить всю ответственность на страховую компанию.

Страхование CMR – что это такое?

Фото 6

Для тех, кто является перевозчиком грузов, большую роль играет страхование CMR. В случае, если груз повреждается или при его утрате транспортировщик обязан выплатить ущерб получателю товара. Таким образом, страховка призвана защитить интересы перевозчика и других участников контракта.

В каких случаях страховка может сыграть важную роль?

  • Если утеря/порча произошла не по вине компании-перевозчика (кража, угон транспорта, авария, неблагоприятные погодные условия).
  • В случае, если проблемы с грузом возникли из-за перевозчика (нарушение ПДД, намеренная порча имущества, мошенничество и др.)
  • Нарушение процедур доставки, таможенного оформления, просрочка оговоренного срока и до.

Если все-таки груз во время транспортировки повредится или будет доставлен не вовремя, все расходы на себя должен взять перевозчик. Таким образом, многие компании предпочитают оформлять процедуру страхования ответственности перевозчика.

Если оформить 100% вид страхования, то перевозчик сможет получить компенсацию ущерба, возникшего по его вине.

Что означает «франшиза»?

Нужно знать, что во время оформления страхования в договоре может указываться так называемая франшиза. Что это за понятие? Франшизой называют размер убытка, который не подлежит покрытию страховой компанией. Так, например, указанная в страховом договоре франшиза в 1000 $ обозначает, что если убытки составляют менее этой суммы, компенсация перевозчику выплачена не будет.

Кроме того, при CMR страховании действуют такие понятия как франшиза условная и безусловная. Первая предусматривает выплату всей суммы компенсации, если нанесенный ущерб превышает 1000 $. А в случае безусловной франшизы действует другое правило: перевозчик получит лишь сумму, превышающую размер франшизы. Например, при ущербе в 1600 у.е. есть шанс получить компенсацию только в 600 $.

Если при транспортировке наступает страховой случай, согласно Конвенции КДПГ, страховая компания будет компенсировать ущерб только перевозчику.

Нюансы применения

CMR применима ко всем перевозкам, включая те, которые имеют государственный характер. Но есть 3 исключения, когда в такой товарно-транспортной накладной необходимости нет. Это касается:

  • транспортировки умершего человека;
  • перевозок, которые осуществляются в рамках почтовой конвенции;
  • доставки мебели, предметов интерьера и иных вещей при переездах.

Если осуществляется доставка груза на территории европейских стран, CMR придётся оформлять в обязательном порядке. Эта накладная отражает в себе следующую информацию:

  • имена отправителей или наименование компаний, которые отправляют груз;
  • имена и названия компаний, которым груз доставляется;
  • названия и характеристики перевозимого груза;
  • вес доставляемого товара.

Есть и некоторые дополнительные сведения, которые также иногда требуется вносить в накладную. А именно:

  • запреты на перегрузку при транспортировке;
  • платежи, необходимые для оплаты при грузоперевозках;
  • общий размер платежей, оплачиваемых перед отправкой товара;
  • объявленная цена или оценка стоимости товара;
  • сроки доставки;
  • перечень документов, переданных грузоперевозчику.

Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки. Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар. Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.

Ответственность может возникнуть, если имущество будет испорчено, утрачено, сорвутся согласованные сроки доставки или последуют иные материальные затраты или потери. Если грузоперевозчик имеет специальный страховой полис, который оформляется у сертифицированных страховых компаний, при возникновении подобных ситуаций страховщик перечисляет компенсацию из фонда. Чтобы получить выплаты, требуется предоставить все материальные и документальные доказательства, подтверждающие факт наступления страхового случая. Пакет документов и доказательств собирается, исходя из конкретной ситуации, потому каждый случай следует обговаривать со страховой компанией отдельно.

Преимущества и недостатки

Относительно страхования ходит много споров и обсуждений. Если подводить какие-то итоги на этот счёт, то можно сделать некоторые выводы касательно сильных и слабых сторон такого решения. К преимуществам стоит отнести два основных пункта:

  1. Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.
  2. Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.

Но делать поспешные выводы не стоит. Есть ещё и обратная сторона страхования ответственности. Недостатками можно считать следующие моменты:

  1. Страховые компании могут попросту не выплатить компенсацию в соответствии с договором. Это особенно вероятно в ситуациях, когда груз теряется или ему наносится ущерб по вине третьих сторон. Такое происходит, если грузовой транспорт попадает в ДТП.
  2. Время. Чтобы подготовить все документы и получить положенные по страховке выплаты, требуется потратить достаточно много времени и сил. Процедура трудоёмкая, потому к ней следует быть заранее подготовленным.
  3. Ограничения ответственности. Обусловлено устанавливаемыми лимитами, а также действующим законодательством.

Практика наглядно доказывает, что в плане международных грузоперевозок страховка имеет скорее больше преимуществ, нежели недостатков. Для грузоперевозчика наличие полиса гарантирует большой поток потенциальных клиентов. Многие заказчики попросту не готовы сотрудничать с компанией, у которой нет договорённостей с ответственной страховой организацией. Для некоторых это важнейшее правило при выборе грузоперевозчика.

Фото 6

CMR графа 13, 15, 21

13 графа с указанием таможни и стоимости груза; 15 графа с условиями поставки и 21 графа место и дата составления ЦМР. 13 графа CMR — таможня назначения/склад временного хранения (СВХ). 13 графа, пожалуй, самая важная графа, так как представленные в ней сведения, нигде кроме как в ЦМР не встречаются. То есть, сверить/перепроверить данные 13 графы по остальным документам не получится. Их нужно просто знать. Обычно, совершая международную автомобильную перевозку, перевозчик и заказчик заранее оговаривают таможню назначения и СВХ и фиксируют это в заявке на перевозку.
Ошибка стоит дорого. Таможни назначения в той же книжке МДП указываются в соответствии с ЦМР. Соответственно в случае неправильного указания таможенного поста, встает необходимость в весьма сложной и изматывающей всех участников перевозки процедуры переадресации. Расходы, разумеется, велики, не говоря уже о потерянном времени.
В 13 графе при необходимости также может быть указана стоимость груза, в валюте инвойса.
В графе 15 указываются условия перевозки согласно INCOTERMS. Должны совпадать с данными в товарно-сопроводительных документах, в частности в инвойсе, в противном случае у получателя могут возникнуть сложности при оформлении груза. 21 графа дата и место составления ЦМР. Вроде бы мелочь, но указывать обязательно. В 25 графу вписывается регистрационный номер транспортного средства: тягача и прицепа.

Вопросы и ответы

Возможно ли оформление транзита по cMR? груз импортный, прибыл в порт г.Новороссийска, конечный маршртут следования - Украина. транзитный пункт- таможенный пост Ростова.

Эксперт:

Отчего же, можете оформить, конвенция КДПГ предусматривает это, а Россия и Украина члены конвенции.

На всякий случай, ст. 1 конвенции:

1. Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные а договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон.

Эксперт:

Виктория.

Согласно статье 182 Таможенного кодекса ТС «Транзитная декларация»

1. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.
2. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

CMR как раз является специальным видо товарно–транспортной накладной для оформления международных грузоперевозок автомобильным транспортом на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной.

Поэтому таможенное оформление транзита с использованием CMR не противоречит нормам законодательства и вполне допустимо.

Порядок подачи регулируется Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (ред. от 18.07.2014) «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

С уважением, Роман.

Эксперт:
Возможно ли оформление транзита по cMR? груз импортный, прибыл в порт г.Новороссийска, конечный маршртут следования — Украина. транзитный пункт- таможенный пост Ростова.Вопрос в том, что авто везет по CMR но только по территории РФ, т.е. хоть и указан пункт выгрузки Украина, но авто следует только от одного таможенного поста до другого, авто при этом таможенный перевозчик без допуска международного, в дальнейшем планируется перетарка и доставка авто у которой есть допуск

CMR — это международная товарно-транспортная накладная. Если груз на т/с будет перевозиться из морского порта Новороссийск до таможенного поста в Ростове, то это внутрироссийская перевозка и она должна сопровождаться оформлением ТТН.

А вот после перегрузки товара в другое т/с, на котором товар будет перевозиться из Ростова до места выгрузки на Украине, перевозка будет международной и поэтому на неё нужно будет оформлять CMR.

Мы, ООО РФ (упрощенка), продаем товар клиенту (юрлицо) в республику Беларусь. Товар - косметика. Валюта - рубли РФ.

Прошу помочь понять схему документооборота, в том числе:

- что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?

- что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?

- есть ли особенности при составлении договора?

- нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?

Прошу помощи. Очень на вас рассчитываю.

Эксперт:
— что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?
Алексей

это международная транспортная накладная, вам она не нужна, так как РФ и Белоруссия входят в одно таможенное пространство

— что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?
Алексей
— нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?
Алексей

нет не нужно, так как расчеты у вас будут в рублях в пределах ЕврАзЭС

— есть ли особенности при составлении договора?
Алексей

нет, никаких особенностей нет, единственное рекомендую, определить российскую подсудность в случае споров

Эксперт:
— что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?

Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Может быть применена к любому договору международной перевозки грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Оформляет CMR перевозчик, по одному экземпляру на машину.

Однако, если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?

Паспорт сделки на основании ФЗ «О валютном контроле» оформляется, если стоимость контракта на поставку в эквивалента превышает 50 000 долларов США. Однако в Вашем случае он не нужен, т.к. Вы работаете с Белоруссией, которая входит в ЕврАзЭС

— есть ли особенности при составлении договора?

Необходимо прописать в договоре, за чей счет осуществляется перевозка, и когда осуществляется переход права собственности на товар.

— нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?

Нет, не нужно.

Если есть еще вопросы, буду рада ответить.

Эксперт:
что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?
Алексей

Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям:

за перевозку уплачивается вознаграждение;
места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;
по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;
перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

www.rostek.vbg.ru/customs/docs/mezhdunarodnaya_tovarno_transportnaya_nakladnaya_cmr.php

что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?
Алексей

Паспорт сделки представляют резиденты, как юридические, так и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели). Сделать то требуется при списании иностранной валюты со счета в уполномоченном банке либо не позднее 15 рабочих дней со дня поступления инвалюты на счет в данном кредитном учреждении (п 1.3 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И).

При осуществлении валютных операций в инвалюте резиденты представляют в уполномоченный банк (его филиал) справку о валютных операциях и иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.
Что касается первого из названных документов, под ним понимается справка об идентификации по видам валютных операций средств в инвалюте, поступивших на банковский счет резидента открытого в уполномоченном банке или списываемых с него. Форма и порядок составления справки утверждены Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И; далее — Инструкция № 117-ФЗ). Эта бумага является подтверждением совершение валютной операции.
Конкретный перечень «иных документов» в Инструкции не приведен. Однако из положений Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ) можно сделать вывод, что органы и агенты валютного вправе запрашивать, а резиденты и нерезиденты в свою очередь обязаны предоставить, необходимую документацию, связанную с проведением валютных операций, в том числе и паспорт сделки (п. 4 ст. 23, подп. 1 п. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ).

www.buhgalteria.ru/article/n51282

есть ли особенности при составлении договора?
Алексей

особенностей никаких нет, составляйте согласно ст 421 ГК РФ — свобода договора и пропишите все важные для Вас пункты: предмет договора, отв-ть сторон, порядок оплаты, стоимость товара, порядок поставки, претнзионыый порядок и порядок рассмотрения споров в суд. порядке

нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?
Алексей

об этом написано выше, да необходимо предоставылять справку в банк

Эксперт:

Не могу точно сказать об актуальности НПА, поскольку он Белорусский, но по состоянию на май 2010 года нужно было оформлять и CMR и ТН-2

МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬПИСЬМОот 27 мая 2010 г. N 8-2-7/2255О ПРЕДСТАВЛЕНИИОБРАЗЦОВ БЛАНКОВ ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в соответствии с запросом от 14.04.2010 N 3-1-05/282 сообщает следующее.
При перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты предпринимательской деятельности (резиденты Республики Беларусь) оформляют CMR-накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной „СМР“ и Инструкции по ее заполнению». Дополнительно к CMR-накладной прилагается товарная накладная формы ТН-2, форма и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 „Товарно-транспортная накладная“ и ТН-2 „Товарная накладная“ и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 „Товарно-транспортная накладная“ и ТН-2 „Товарная накладная“.
Транспортным документом при перемещении товаров воздушным транспортом является авиационная накладная (Air Waybill-AWB), форма которой утверждена Варшавской конвенцией от 12.10.1929 с поправками, внесенными в Гааге 28.09.1955. Белорусские авиакомпании при перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации используют вышеуказанный документ. Национальная авиакомпания „Белавиа“ является действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (International Air Transport Association IATA) и в этой связи резолюции IATA являются обязательными для исполнения авиакомпанией. Форма AWB и порядок их заполнения приведены в Резолюциях IATA 600 a, 600 b.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом, в том числе в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Указанным Соглашением утверждена накладная СМГС (товаротранспортная накладная), являющаяся договором перевозки. Форма накладной СМГС и порядок ее заполнения определены в приложениях 12.1 — 12.5 СМГС. В Республике Беларусь используются бланки СМГС — Накладная малой скорости.
Образцы бланков вышеуказанных товаросопроводительных документов прилагаются.
В целях обеспечения контроля за легальностью поставок товарно-материальных ценностей с территории Российской Федерации просьба предоставить образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться субъектами предпринимательской деятельности Российской Федерации при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в том числе ручной кладью, почтовым отправлением, с использованием автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.
Заместитель Министра
В.Б.КАМЕНКО

С уважением, Иван.

Эксперт:

Алексей.

Дополню, что именно CMR может быть необходим в первую очередь для оформления пакета документов подтверждающих ставку 0% по НДС. Поскольку у вас упрощенка, необходимости оформлять именно CMR для вас я не вижу, вы можете оформить другой документ, в зависимости от способа доставки товара, каким документом вы оформляете поставку пропишите в договоре.

Согласно письму Минтранса РФ от 24.05.2010 № ОБ-16/5460:

Министерство транспорта Российской Федерации рассмотрело письмо Федеральной налоговой службы от 14.04.2010 N 3-1-05/284 относительно представления образцов форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Российской Федерации при перемещении товаров в Таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь (с территории Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками), в том числе, с использованием автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, и сообщает следующее.
При перемещении товаров в Таможенном союзе по территориям указанных республик с использованиемавтомобильного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации может использоваться форма 1-Т «Товарно-транспортная накладная», утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
При оказании услуг с использованием воздушного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации могут использоваться следующие транспортные документы, подлежащие в соответствии с пунктом 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ обязательному применению для удостоверения договоров воздушной перевозки грузов и утвержденные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.05.1998 N 16-00-27-23:
нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов;
грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов.

При перемещении товаров в Таможенном союзежелезнодорожным транспортом хозяйствующими субъектами Российской Федерации могут использоваться формы транспортных (товаросопроводительных) документов, приведенные в Приложении 12.1, 12.2, 12.3, 12.4 Служебной инструкции к Соглашению о Международном Железнодорожном Грузовом Сообщении (СМГС, действует с 1 ноября 1951 г. с изменениями и дополнениями на 1 июля 2009 г.).

Справку о валютных операциях в банк вы предоставлять должны на основании п. 3.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

3.8. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10 — 3.13 и 3.15 настоящей Инструкции):
при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации — не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента;

Паспорт сделки, как указал коллега, нужен при сумме контракта более 50 000 долларов. Порядок оформления паспорта сделки указан в Главе 6 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

Непредставление справки и паспорта сделки может повлечь ответственность по ст. 15.25 КоАП РФ:

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок — (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 311-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Относительно особенностей составления договора: как я уже сказал, пропишите каким документом осуществляется доставка, а также, укажите нюансы, которые указали коллеги.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/mejdunarodnaya-tovarno-transportnaya-nakladnaya-smr---eto-osobennosti-trebovaniya-i-obrazets.html
  • https://www.east-import.com/stati/nakladnaya-cmr-v-gruzoperevozkah/
  • https://vedinform.com/freight/trans-docs/cmr.html
  • https://www.vdnk.ru/index.php?page_id=195
  • https://econom-trans.ru/docs/mezhdunarodnaya-tovarno-transportnaya-nakladnaya-cmr.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий