Экспертная статья о практике применения КТРУ и исключении возможных ошибок. Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) по 44-ФЗ, обязательно ли его применять. Когда его применение обязанность, а когда право? Практические рекомендации для госзаказчиков..

Что же делать, если заказчик хочет другое описание?

Все просто. Пунктами пять и шесть правил использования данного каталога установлено, что заказчик вправе указывать дополнительную информацию и потребительские свойства, не предусмотренные в соответствующей позиции КТРУ. Есть одно «но». При всем при этом заказчик должен четко обосновать необходимость использования такой информации. Не достаточно просто добавить, важно объяснить.

При анализировании решений ФАС делаем вывод, что заказчики признаются нарушившими закон в том случае, если отсутствует обоснование применения излишних характеристик, а также неверно был изначально выбран код позиции КТРУ.

Однако есть и такие решения, когда УФАС посчитал неубедительным обоснование необходимости дополнительных характеристик. Не достаточно просто сослаться на данное право заказчика или заявить, что это безопасно и удобно. Такое обоснование должно быть максимально полным и в то же время аргументированным. Вот когда заказчик по каждой такой позиции обосновал функциональную необходимость применения дополнительных характеристик, контролирующий орган встал на его сторону.

Что такое позиция каталога

Каждый товар, работа или услуга в каталоге имеет свою конкретную позицию, некоторые из них объединяют по общим признакам и составляют ассортиментный набор. Каждая строка каталога товаров, работ, услуг состоит из следующих частей:

  • 21-разрядный код КТРУ 2019 года;
  • наименование (не торговое) объекта закупки, товара, работы или услуги, указанное без отсылки к производителю и месту изготовления;
  • единица измерения;
  • описание характеристик ТРУ в соответствии со ст. 33 44-ФЗ;
  • идентификаторы общероссийских и международных классификаций и данные о типовых контрактах и их условиях;
  • дата внесения позиции в перечень, а также момент ее вступления в силу и окончания действия.

В каждой части могут быть отражены и необходимые дополнительные конкретные сведения о ТРУ, их описательные характеристики, торговое название объекта закупки, ценовые критерии и условия поставки.

ВАЖНО! Заказчик вправе описывать объект (предмет) закупки с применением дополнительной информации, которая не содержится в каталоге. Однако с нужно в обязательном порядке предоставлять обоснование необходимости использования такой информации.

В том случае, когда позиция на ТРУ отсутствует в перечне, то описание составляется на основании ст. 33 44-ФЗ, а кодом выступает показатель из классификатора ОКПД2. Когда информация для описания объекта заказа согласована между Минэкономразвития, Минфином и ФАС, то конкретная позиция в перечне ТРУ включает требования ст. 33 ФЗ-44 в части:

  • потребительских, технико-эксплуатационных, качественных свойств товаров, работ, услуг;
  • данных о государственных (национальных) стандартах и технических регламентах;
  • изображения — планы, чертежи, фотографии (по мере необходимости);
  • дополнительных сведений о конкретных ТРУ.

Что такое Каталог и зачем он нужен

КТРУ представляет собой систематизированный перечень всех товаров, работ и услуг, которые могут закупаться в интересах государственных и муниципальных заказчиков. Закон 44-ФЗ ссылается на Каталог в статье 23. В части 3 сказано, что на основе содержащихся в нем наименований объектов формируется идентификационный код закупки (ИКЗ). А в части 6 установлено, что порядок формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования, определяются Правительством.

Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки. Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково. Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок .

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС


Важно! Названия позиций каталога формируются на основе ОКПД2.

Как вести себя с коллекторами при встрече? Что делать при визите коллекторов на дом и что отвечать по телефону? Самые важные рекомендации, которые позволят отсечь 90 % коллекторских атак. Долги не терпят опозданий. Если вы затянули с погашением кредита и процентов по нему, к делу могут подключиться коллекторы, которые будут настоятельно убеждать вас платить по счетам. Рассказываем, как Читать подробнее

КТРУ и компьютеры: проблемы описания объекта закупки

Еще одним наиболее распространённым примером применения КТРУ является поставка компьютерного оборудования. Правила применения КТРУ в данном случае аналогичны тем, что были описаны выше. Вместе с тем, компьютеры, в отличие от бензина, часто закупаются в сборе, как автоматизированные рабочие места. В связи с этим возникает основной вопрос: применяется ли КТРУ в данном случае и если да, то как заказчику определить предмет закупки всего комплекта?

По нашему мнению каталог в указанном случае должен применяться. Отказ заказчика от применения КТРУ по причине несоответствия предмета закупки наименованиям позиций каталога будет расцениваться как необоснованных уход от применения КТРУ. Предмет закупки в данном случае можно обозначить укрупненно, например, «поставка компьютеров в сборе», который в техническом задании расшифровать, приведя конкретные позиции из КТРУ: «поставка компьютеров в сборе, включая: монитор, мышь, …».

Как пользоваться КТРУ в ЕИС

Рассмотрим применение КТРУ. Информация из каталога используется при формировании следующих документов:

  • планы и планы-графики;
  • формы обоснования закупок;
  • извещения;
  • приглашения;
  • документацию о закупке;
  • контракты;
  • реестр контрактов;
  • отчеты об исполнения контрактов.

Для каждой позиции каталога указана дата, с которой ее применение обязательно. Как правило, этот момент наступает через месяц после появления позиции в ЕИС. Но заказчики могут использовать информацию и раньше этого времени.

Если позиция есть в каталоге и наступила дата ее обязательного применения, заказчики должны использовать при описании объекта закупки только те характеристики, которые указаны в КТРУ. Применение дополнительных характеристик необходимо обосновать.

Смотрите также по теме:

  • Каталог против заказчика: как планировать закупки, если КТРУ постоянно дополняют
  • Как применять одновременно нормативные требования и КТРУ
  • Как работать в каталоге товаров, работ и услуг
  • Каталог ТРУ – как реализовали функцию в системе АИС ГЗ
  • Как ошибаются заказчики при работе с каталогом по 44-ФЗ

Правовое регулирование

Все, что касается содержания Каталога, входит в зону ответственности Правительства. Своим постановлением от № 145 оно закрепило правила ведения и использования КТРУ. В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время — Минфин). Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.

Также в постановлении № 145 подробно расписано, в каких документах и по каким правилам заказчики должны использовать данные Каталога.

КТРУ что это в госзакупках

Расшифровка КТРУ выглядит так: каталог товаров, работ и услуг. О нем говорится в ч. 6 ст. 23 Закона 44-ФЗ. Это список товаров, работ, услуг, которые закупают для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он сформирован на основе общероссийского классификатора ОКПД2. Для чего нужен КТРУ по 44-ФЗ? Чтобы описание объектов закупок у разных заказчиков было приведено к единому образцу, а сами заказчики не включали в него дополнительные характеристики, которые могут ограничить конкуренцию.

Что включает позиция онлайн каталога КТРУ на 2019 год:

  • характеристики товара с конкретными значениями;
  • сведения о технических регламентах;
  • производитель;
  • цена;
  • условия поставки;
  • спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели.

В карточке можно увидеть дату, с которой применения информации обязательно, срок действия, код по ОКПД2, описание товара, работы или услуги, документы, различные характеристики.

Рассмотрим содержание позиции КТРУ на примере мороженой сельди. Код позиции КТРУ — , код по ОКПД2 — : Филе пресноводной рыбы мороженое. Единицы измерения — килограмм. Дата начала обязательного применения — , срок — бессрочно.

Как правильно пользоваться каталогом ТРУ: пошаговая инструкция

Каталог товаров, работ и услуг — это подсистема в ЕИС, которую вы используете для описания объекта закупки. Информацию из КТРУ вы применяете в плановых документах, в извещении, документации о закупке, в контракте. Мы составили пошаговую инструкцию, которая поможет вам правильно пользоваться каталогом. Смотрите, когда его применяют и как найти в нем информацию.

Из статьи вы узнаете:
Когда применяют каталог ТРУ;
Что сделать, чтобы найти позицию в каталоге;
Как описать объект закупки в три шага;
Как добавить позицию из каталога в план закупок в ЕИС.
Пошаговая инструкция
Фото 1

Как вести себя с коллекторами при встрече? Что делать при визите коллекторов на дом и что отвечать по телефону? Самые важные рекомендации, которые позволят отсечь 90 % коллекторских атак. Долги не терпят опозданий. Если вы затянули с погашением кредита и процентов по нему, к делу могут подключиться коллекторы, которые будут настоятельно убеждать вас платить по счетам. Рассказываем, как Читать подробнее

КТРУ и бензин: пример описания объекта закупки

Итак, попробуем закрепить полученные знания на примере составления технического задания на закупку бензина. В отношении бензина КТРУ предусматривает:

Наименование: «Бензин автомобильный (розничная реализация)»

Единицу измерения: «Литр;^кубический дециметр (л;^дм[3*])»

Следующее описание товара:

А вот пример классического технического задания на поставку бензина, в котором сосредоточен целый ряд нарушений не только КТРУ, но и ст.33 Закона № 44-ФЗ:

  1. Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)»;
  2. Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и < 98, экологический класс: не ниже К5». По действующим правилам подачи заявок участниками участник закупки в составе подаваемой заявки должен будет указать конкретные показатели данных параметров, т.е. «95» и «К5», которые и перенесутся в контракт;
  3. Заказчиком указываются дополнительные требования к бензину, в том числе со ссылкой на обязательный технический регламент, однако обоснование указание таких дополнительных требований в документации о закупке отсутствует;
  4. Заказчиком указано, что качество товара «должно соответствовать ГОСТам и ТУ», при этом не указано каким именно ГОСТам и каким именно ТУ бензин должен соответствовать, что также недопустимо, т.к. такое техническое задание не определяет конкретные требования к закупаемой продукции. Дополнительно именно такая формулировка вводит противоречивые требования заказчика: поставляемый товар не может одновременно соответствовать и ГОСТу, и ТУ, т.к. в большинстве случаев они содержат взаимоисключающие показатели;
  5. Требование заказчика о том, что «обязательно наличие автозаправочных станций в других районах Свердловской области» без указания в каких именно районах такие автозаправочные станции должны быть, не позволяет заказчику определить соответствие действий исполнителя условиям контракта, что также является нарушением ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Приказ Минфина России № 126н от : подробный комментарий
Статья о приказе, предусматривающем условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также о проблемах, которые несет данный документ.

Где найти КТРУ в ЕИС

Сайт госзакупок не так давно подвергся редизайну и пользователи иногда с трудом находят нужные разделы. Чтобы найти каталог ТРУ, в верхнем меню выберите раздел «Дополнительная информация» и кликните по первой ссылке в нем «Каталог товаров, работ, услуг».

Чтобы найти позицию, воспользуйтесь быстрым или расширенным поиском. Быстрый поиск ищет позиции по коду и наименованию. В расширенном можно выбрать следующие критерии:

  • статус позиции — включена в КТРУ или справочник лекарств (ЕСКЛП);
  • код по ОКПД2;
  • классификация;
  • дата включения в каталог;
  • дата начала обязательного применения.
Руководство пользователя каталога КТРУскачать документ от 8 апреля 2019 года Как заказчику применять в своей работе каталог ТРУскачать статью из журнала "Госзаказ в вопросах и ответах"

Постановление о КТРУ

КТРУ по 44-ФЗ посвящено Постановлении Правительства РФ от № 145. Этот документ содержит две части. В первой перечислены правила формирования и ведения каталога, а во второй — правила его применения. Из постановления можно узнать, в каких документах нужно использовать позиции из каталога, что именно необходимо включать в описание, как выглядит позиция КТРУ и другое.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 про КТРУ

Постановление Правительства РФ от № 145
про КТРУ

Ошибки в применении КТРУ обусловлены в первую очередь непониманием заказчиками базовых правил, которые установлены постановлением Правительства РФ от № 145 (далее – Правила).

Скачать
Постановление Правительства РФ от № 145

Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчики обязаны при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно п.п. 5 и 6 Правил заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Жирным шрифтом в тексте мы выделили самые важные аспекты, на которых остановимся детально. Их понимание – залог безошибочного применения КТРУ.

Административная практика по использованию КТРУ

Рассмотрим два примера из административной практики. В первом случае участник пожаловался, что заказчик установил в описание объекта закупки параметр, не включенный в КТРУ. Во втором случае жалоба касалась того, что заказчик вовсе не использовал позицию КТРУ при описании объекта закупки.

Первый пример — Решение Рязанского УФАС России по делу № 669-03-2/2018 от . Рязанский Областной клинический кардиологический диспансер закупал поставку стентов для коронарных артерий. Один из участников пожаловался в ФАС, указав, что заказчик исключил альтернативный материал стента (сталь) из описания объекта закупки, неверно указал уникальное лекарственное покрытие медицинского изделия, а также установил в описание объекта закупки параметр, не включенный в КТРУ.

УФАС выяснило, что в каталоге позиции КТРУ соответствует код . Она содержит такую изменяемую заказчиком характеристику, как лекарственное покрытие. На выбор предоставлено 2 варианта:

  • сиролимус и (или) паклитаксель;
  • зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9.

В описании объекта закупки заказчик указал: лекарственное покрытие — эверолимус или зотаролимус или биолимус А9. Таким образом он использовал свое право на выбор одной из двух позиций. Здесь нарушения со стороны заказчика нет.

Однако в описание он включил характеристику, не предусмотренную КТРУ. Вот как выглядела запись в документации: «Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство: Стерильная нерассасывающаяся металлическая трубчатая сетчатая структура, покрытая нерассасывающимся полимером и лекарственным средством из группы лимусов, предназначенная для имплантации с помощью катетера для доставки в коронарную артерию (или в трансплантат из подкожной вены) для поддержания ее проходимости, как правило, у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца». Характеристика «стерильная нерассасывающаяся металлическая трубчатая сетчатая структура, покрытая нерассасывающимся полимером» каталогом действительно не предусмотрена. Эту часть жалобы антимонопольное ведомство признало обоснованной и выдало предписание.

Второй пример — Решение Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-5-2019 от . Заказчик закупал строительно-монтажные работы. Один из участников пожаловался, что объект закупки описан без использования позиций КТРУ. Однако жалобу признали необоснованной. И вот почему. В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ применять позиции каталога заказчики должны с указанной даты.

Для позиции « работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)» такой датой является . При этом извещение было опубликовано заказчиком , а значит на тот момент у него не было обязанности использовать описание из КТРУ.

Фото 2

Обязательство или право?

Постановлением Правительства от г. № 145 установлены правила использования каталога, согласно которым государственные и муниципальные заказчики обязаны применять при планировании и проведении закупок КТРУ.

Данный каталог включает в себя перечень товаров, работ, услуг, который сформирован на основе Общероссийского классификатора ОКПД2 с указанием единиц измерения и возможным техническим описанием. По каждой позиции включена информация о дате начала обязательного применения информации при закупке товара, работы, услуги (далее – ТРУ). Размещен каталог в единой информационной системе.

Таким образом, если в соответствии с кодом ОКДП2 в КТРУ существует позиция закупки, то заказчик обязан удостоверится в дате применения и использовать ее при описании ТРУ, начиная от составления плана закупки, план-графика и заканчивая извещением и документацией о закупке. Помимо потребительских и иных свойств, в отношении количественной характеристики еще указывается ее конкретное значение, либо варианты значений, а также диапазон допустимых значений. Т.е. заказчику по сути ничего не нужно придумывать, достаточно найти позицию в каталоге и использовать информацию при формировании технического задания.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее...

Из чего состоит код КТРУ в госзакупках

21-значный шифр состоит из следующих разрядов:

  1. Первые цифры — это 9-разрядный ОКПД2. Каждый код подгруппы, вида, категории общероссийского классификатора может иметь либо одну, либо несколько строк в каталоге ТРУ. В таких случаях в соответствующем разряде ставится нулевое значение.
  2. Цифры от 10 до 15 — это разряды, обозначающие порядковые номера ассортиментного набора, объединенного общими признаками. В том случае, если конкретная составляющая часть каталога не входит ни в один набор, то проставляется значение 0.
  3. 16 цифра разряда — вид закупаемого объекта:
  • 1 — товары;
  • 2 — работы;
  • 3 — услуги.
  1. 17-21 цифры разряда — номер по порядку строки перечня, относящейся к одному ОКПД2.

Как пользоваться Каталогом

В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.

Также можно воспользоваться расширенным поиском, где можно указать:

  • диапазон дат, когда позиция была включена в каталог;
  • диапазон дат, когда ее необходимо применять;
  • код ОКПД2;
  • характеристики (функциональные, качественные эксплуатационные и либо технические, а также потребительские свойства объекта закупки).

Окно расширенного поиска по КТРУ

Где искать КТРУ

В статье 23 закона 44-ФЗ сказано, что Каталог ведется в ЕИС. То есть найти его можно на сайте госзакупок. Ссылка на него дана непосредственно на главной странице (нужно промотать ее немного вниз). При переходе по ссылке откроется форма поиска по Каталогу.

На первой странице сайта системы госзакупок есть ссылка на Каталог

В отношении каждой позиции в КТРУ указывается такая информация:

  • дата включения в Каталог;
  • код позиции по КТРУ;
  • код по ОКПД2
  • наименование;
  • единица измерения;
  • дата начала и окончания применения.

О каждом товаре, работе и услуге должны быть даны общие сведения

Кроме того, приводится описание объекта закупки, которое может включать конкретные значения характеристик, сведения техрегламентов, спецификации, чертежи, эскизы, фотографии, цены, производителя, условия поставки и так далее.

Ниже представлено описание товара

Ошибки КТРУ

Заказчики делают много ошибок при применении КТРУ, но и сам КТРУ содержит в себе ошибки. Ошибки КТРУ можно условно разделить на два типа: «КТРУ не содержит показателей, необходимых заказчику» и «КТРУ содержит товары, которых нет в природе».

Разберем первый тип ошибки.
Пример
– поставка МФУ. В КТРУ содержаться следующие обязательные требования к МФУ:

Из приведенных требований видно, что КТРУ не допускает возможность поставки МФУ с ресурсом печати меньше 35 000. А что делать, если заказчику необходимо закупить МФУ именно с таким ресурсом?

КТРУ не должен препятствовать осуществлению тех закупок, которые необходимы заказчику. В данном случае следует считать, что требуемый заказчику товар в КТРУ отсутствует и производить его описание в соответствии с общими требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Однако, при принятии такого решения заказчику необходимо быть крайне осторожным и убедиться именно в том, что КТРУ объективно не содержит необходимого ему товара и это не тот случай, когда указанные в КТРУ характеристики просто не удовлетворяют его пожеланиям.

Разберем второй тип ошибки.
Пример – инсулин растворимый (человеческий полусинтетический).

В данном случае ничего поделать нельзя. Единственный выход – проводить закупку не в соответствии с КТРУ и написать в Минфин о наличии соответствующей ошибки, а также службу поддержки ЕИС. Сохранить копии обращений для предъявления контролерам.

Фото 3

Как применять код позиции КТРУ

В соответствии с действующим законодательством, заказчик вправе применять в своей закупочной деятельности позиции из перечня ТРУ в срок до 30 календарных дней после их включения в каталог. По прошествии 30-дневного периода использование позиции КТРУ становится для организации-заказчика обязательным.

Применяется он в плане закупок, а также в плане-графике, извещении, закупочной документации и прочих документах. Также 21-разрядный номер используется при составлении описания объекта (предмета) закупки и формировании идентификатора закупки (ИКЗ).

Порядок и правила применения кодировки КТРУ регулируются Постановлением Правительства № 145 от .

Заказчик не вправе изменять информацию из КТРУ даже при наличии обоснования

Заказчик обязан применять информацию, содержащуюся в КТРУ, но не может ее видоизменять под свои потребности даже при наличии обоснования, т.к. Правила не предусматривают такую возможность.

Пример:

В КТРУ указана единица измерения «килограмм» для чая черного (ферментированного).

Если заказчику необходимо купить данный чай в упаковках, а не в килограммах, он не может изменить используемую в КТРУ единицу измерения на упаковки. Единственное, что он может сделать, так это установить в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ требование к упаковке чая в качестве дополнительной его характеристики. При этом указание такой характеристики, согласно Правилам применения КТРУ, должно быть обосновано.

Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик приводится заказчиком как в техническом задании (при осуществлении закупки), так и в плане-графике, даже в том случае, если в плане-графике не указаны дополнительные характеристики.

Обоснование: при формировании плана-графика заказчик должен заранее подготовить техническое задание, на основании которого будет осуществлять расчет и обоснование НМЦк.

Такое обоснование согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ является необъемлемой частью плана-графика. Соответственно о том, что в техническом задании будут указаны дополнительные характеристики закупаемой продукции по сравнению с теми, что приведены в КТРУ, заказчик будет знать заранее на этапе планирования закупки. Следовательно, обоснование использования дополнительных характеристик должно быть приложено к плану-графику.

Если же заказчик не устанавливал дополнительных характеристик при планировании закупки, но решил их предусмотреть при ее осуществлении, то в данном случае заказчик фактически объявляет закупку на иных условиях, которые не были предусмотрены планом-графиком и НМЦк такого заказчика не может считаться обоснованной ввиду осуществления ее расчета без учета дополнительных характеристик.

Подводим итоги: заказчик не вправе менять характеристики, заложенные в КТРУ (если возможность изменения таких характеристик прямо не предусмотрена самим КТРУ). Заказчик вправе указывать дополнительные характеристики закупаемой продукции только при наличии обоснования. При наличии обоснования оно во всех случаях должно быть приведено заказчиком не только в техническом задании, но и в плане-графике. При этом само обоснование должно быть приведено по каждой дополнительной характеристике в отдельности, а не общей фразой из серии "обусловлено потребностью учреждения".

Правила составления обоснования не предусмотрены. Поэтому оно составляется в произвольной форме.

Требования к отдельным видам ТРУ: комментарий по применению
Статья о проблемах, с которыми сталкиваются заказчики при применении требований к отдельными видам ТРУ, а также о способах их решения.

Вопросы и ответы

по 44-ФЗ хочу через аукцион купить персональный компьютер по коду 26.20.15.000.-0000001. Мне отдел закупок нашего района отказывает в закупке ссылаясь что этот код для системного блока. И я обязана использовать КТРУ в закупке и не могу осуществлять закупку по коду ОКПД2. А значит в данном случаи я могу закупать только отдельно системные блоки и мониторы. Правильно ли это?

Эксперт:

 Юлия.

Насколько я понял из приложенного Вами документа вам необходимо либо скорректировать заявку, либо внести соответствующие изменения в План-график, чтобы не было расхождений в ОКПД2 и наименованиях с КТРУ

Организация выиграла тендер на заключение договора об оказании услуг по выборочной реконструкции коридоров с бюджетником. По договору работы выполняются за счет подрядчика согласно локально ресурсному сметному расчету (ЛРСР) и возмещаются заказчиком после подписания акта выполненных работ. Но в процессе проведения работ, было обнаружено, что прежде чем сделать работу указанную в ЛРСР, нужно провести ряд дополнительных работ не указанных и не предусмотренных ЛРСР и без которых выполнение работы невозможно. Об этом было сказано Заказчику в устной форме и в ответе на претензию о задержке сроков проведения работ.

В итоге после завершения всех работ Заказчик подписал и оплатил только КС на 3 этажа здания, а четвертую КС проигнорировал и часть суммы в размере 1 млн. зависла, вместо этого он почти составлял односторонний акт о несоответствии выполненных работ на каждое требование подрядчика оплатить. После 4 месяцев переписки с заказчиком подрядчик подал иск о взыскании основного долга и потраченных денежных средств на дополнительные работы не указанные в ЛРСР. Определением суда о назначении дела к судебному разбирательству Истцу предложено Истцу: уточнить правовое обоснование исковых требований в части взыскания 594 000 руб.(дополнительные расходы) с соответствующими письменными пояснениями;

Как доказать что заказчик обязан заплатить основной долг и возместить дополнительные расходы. И КАК ОФОРМИТЬ ЭТО ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ЧАСТИ ДОП. РАСХОДОВ.

ПОМОГИТЕ, СТАЛКИВАЮСЬ С ЭТИМ ВПЕРВЫЕ, ДИРЕКТОР ПРОТЯНУЛ ВРЕМЯ, ПРИНЕС МАТЕРИАЛЫ СЕГОДНЯ, А ЗАСЕДАНИЕ ЗАВТРА В ОБЕД.

ОТВЕТ НУЖЕН СРОЧНО.

ПРИКРЕПЛЯЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДА ПО ДЕЛУ.

Эксперт:

Законных оснований при отсутствии ваших договоренностей с заказчиком — нет. ст. 709  ГК

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Конечно, если заказчик сам признает в суде, что  он был своевременно предупрежден  о необходимости  дополнительных работ, основания возникнут. Но вряд ли заказчик это сделает. Доказать же факт устного предупреждения  в вашей ситуации фактически не просто маловероятно, а практически невозможно. Хотя вы можете ходатайствовать о вызове в суд сотрудника заказчика, которого предупреждали об этом факте и своего сотрудника, который это предупреждение до заказчика доносил, и на этом основании попробовать хотя бы отложить  на одно заседание. За это время возможно вы найдете обоснование. 

Исходя их той информации, что вы предоставили, совершить чудо невозможно.

Эксперт:

Юлия, я получил допуск для ответа на Ваш вопрос. Так что если остались вопросы готов оказать содействие

1.Согласно аукционной документации в перечень поставляемых товаров входит:

- Шприц инъекционный однократного применения стерильный 2-х детальный (позиции 1-3)

- Системы для вливания инфузионных растворов, одноразовые (позиция 4)

- Игла для мягкой биопсии (позиция 5)

- Игла для брахитерапии парафинированная (позиция 6)

Иглы (позиции 5,6) предназначены для режущей биопсии мягких тканей (печень, почки, щитовидная, поджелудочная, предстательная, молочная железы и др.) Применяется в гепатохирургии, общей хирургии, нефрологии, урологии, онкологии, маммологии и др. и не относятся к товарам технически и фукционально связанным со шприцами.

Шприцы однократного применения и другие изделия медицинского назначения (Системы для вливания инфузионных растворов) не являются технологически и функционально связанными друг с другом товарами, поскольку:

-каждый товар имеет свою технологию применения;

-каждый товар имеет свое функциональное предназначение;

Под функционально и технологически связанными товарами понимаются «товары, аналогичные по своим функциональным и технологическим характеристикам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми».

Производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, следовательно, объединение указанных товаров в одну процедуру закупки нельзя признать обоснованным, что подтверждено судебной практикой. Так объединение со шприцами, не связанных с ними ни технологически, ни функционально других товаров медицинского назначения Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 07.06.2010 г. по делу А32-3155/2010, признал незаконным. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2010 г. по тому же делу, Постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Кроме того, из официального разъяснения Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.12.2010 года № АК/45290 следует, что «в целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд ФАС России считает целесообразным избегать укрупнения лотов, в связи с тем, что любое объединение различных изделий медицинского назначения в один лот потенциально ведет к снижению количества участников размещения заказа».

Согласно перечню отдельных видов медицинских изделий происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничений допуска для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г.) Шприцы однократного применения с инъекционнами иглами и без них (Код ОКПД 33.10.15.121) включены в этот перечень, а системы инфузионные, утройствадля вливания инфузионных растворов, трансфузионные системы, краны инфузионные трехходовые и др. товара не относящиеся к шприцам) в данном перечне отсутствуют. В целях применения постановления №102, а также обеспечения конкуренции при осуществлении закупок, не рекомендуется включать в состав одного лота медицинские изделия, включенные и не включенные в перечень.

На основании вышеизложенного, считаем, что подобное формирование технического задания приводит к прямому нарушению законодательства Российской Федерации, а так же к ограничению количества участников торгов, так как отстраняют от участия производителей и дистрибьюторов медицинских шприцев.

ПРЕДЛАГАЮ:

1.Устранить указанные нарушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, выделив шприцы однократного применения в отдельный лот.

Как грамотно написать отказ от разделении аукциона по лотам?

Эксперт:

добрый день. вопрос конечно неоднозначный, тк технологически связанные и не связанные товара в составе лота это категория больше оценочная. при этом оценка со стороны компетентных органов. однако довод, касающийся преференций к одним товарам, и их отсутствия к другим заслуживает внимания. были разъяснения то ли ФАСА то ли Минэконома, согласно которым было указано, что такие товары необходимо закупать разными закупками. причина и логика очевидна: установить преференции в соответствии со ст. 14 вы обязаны, а т.к. объект закупки включает еще и товары, на которые ст. 14 не распространяется, то установление к этим товарам требований ст. 14 незаконно. как правило идентичность объекта закупки определяют по ОКДП (так было по 94 — фз). я могу поглубже разобраться с вашей ситуацией, но это будет не бесплатно.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://good-tender.ru/poleznye-stati/639-ktru-po-44-fz-kak-i-kogda-im-polzovatsya
  • https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-pravilno-ukazat-kod-pozitsii-ktru-v-dokumentatsii
  • http://zakupki-kontur.ru/news/ktru-katalog-obektov-zakupki-v-eis/
  • http://44fz.ru/ktru/
  • https://www.pro-goszakaz.ru/article/103057-qqq-19-m3-ktru-v-eis-44-fz
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий